Рисунок1

Химия и современный мир профессий

Из года в год я встречаю выпускников, которым очень нравится заниматься химией, они успешны в этом предмете, хотят связать с химией свою жизнь, но не знают, какие профессии связаны с ней, какие ВУЗы готовят специалистов химиков. Я предлагаю попутешествовать по миру профессий, связанных напрямую с химией, ну и конечно косвенно. Начнем с того, что химик — это специалист, который призван изменить лицо мира. Он создает новые вещества,  композитные материалы из обычного минерального сырья, превращает природные составляющие в сотни и тысячи продуктов, необходимых человеку.

Ну если Вам нравится химия, то резонно задаться вопросом: «А выйдет ли из Вас химик?»

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» + «химические руки».
Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память. (Впрочем, эти же качества позволят их обладателю преуспеть на поприще любой естественной науки – биологии, физики или географии.)

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением аккуратные, тонко чувствующие руки – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

При рассмотрении биографий признанных корифеев химии можно заметить, что именно процессы превращения веществ вызывали у них в детстве живой интерес. Так, детство Д. И. Менделеева прошло на стекольном заводе, Ю. Либих с увлечением наблюдал за приготовлением лекарств в аптеке своего отца, В. Оствальд занимался фотографией, причем особенно интересовало его приготовление растворов проявителей, закрепителей, а также процессы, благодаря которым на бумаге проявляется изображение. Можно привести еще множество примеров, но, думаю, основная мысль ясна – стать хорошим химиком можно, если вас волнует именно химия процессов.

А чтобы более детально проверить степень своих способностей и подробно познакомиться с химической наукой и химической промышленностью, почитайте книгу Г. В. Лисичкина и Л. А. Коробейникововой «Годитесь ли вы в химики?»

Риск

Следует помнить, что на своем рабочем месте химик постоянно имеет дело с токсичными, едкими, легковоспламеняющимися веществами, поэтому противопоказания к этой профессии игнорировать не стоит. Это несовершенство органов чувств (тактильной чувствительности, зрения, обоняния), расстройства нервной системы (головокружение, дрожание рук), болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, рассеянность, неустойчивое внимание, высокая склонность к аллергическим реакциям. Всё это может сделать работу по специальности непереносимой.

В то же время не надо думать, что современный химик обречен на плохое самочувствие. Соблюдение правил техники безопасности, использование современных средств защиты позволяет устранить вред здоровью либо свести его к минимуму.

Для человека, решившего стать химиком, открываются три возможных направления обучения, которые во многом определят будущее место работы.

Научная деятельность

Классическое химическое образование можно получить на химическом факультете классического университета. Наилучшим образом реализовать свои возможности такой специалист может в качестве химика-исследователя. Эта сфера деятельности подходит именно вам, если вас интересуют научные исследования, вам нравится заниматься химией дополнительно, вы делаете значительные успехи в химических олимпиадах, осознаете важнейшее значение химии в жизни человечества и грезите о нобелевской премии.Скажем сразу, такое приложение сил имеет большие перспективы. Так, из 14 главных прикладных задач, требующих разрешения в XXI веке (согласно отчету Национальной инженерной академии США за 2006 год), три предстоит решать именно химикам. Химику-исследователю особенно пригодятся вышеупомянутые «химическая голова» + «химические руки», непреодолимое желание найти истину и способности к исследовательской работе.

Основное содержание труда – изучение структуры вещества и механизмов химических реакций, анализ и синтез веществ, разработка научных теорий.

Современная химическая лаборатория оснащена множеством сложнейших приборов, однако для исследователя-химика по-прежнему важно умение хорошо работать руками.

Основной результат труда – накопление научной информации, публикации в научных журналах, патенты.

Здесь всегда рады молодым специалистам – и можно продолжить свое образование, обучаясь в аспирантуре, но есть один существенный недостаток. НИИ – бюджетные организации, и зарплаты здесь небольшие (в пределах 10–20 тыс. руб.), особенно у начинающих специалистов. Так что выбирают научную карьеру либо энтузиасты, которых решение научных проблем способно поглотить целиком, либо те, кто хочет приобрести начальный опыт, необходимый для успешного старта в профессию. Ведь получить ведущего специалиста или начальника лаборатории со степенью кандидата, а тем более доктора наук будут рады многие предприятия.

Педагогика

Педагогическое химическое образование можно получить на химическом и биологическом факультетах классического университета, а также на химическом или биолого-химическом факультете педагогического института (только в Москве таких несколько). Человека с таким образованием ожидает рабочее место учителя химии в школе или преподавателя химии в училищах и техникумах. Кроме «химической головы» и «химических рук» здесь потребуются педагогические способности, поскольку на первом месте в этом случае выступает взаимодействие «человек-человек», а только затем – «человек-вещество» и «человек-природа».

В преподаватели химии стоит идти, если вам нравится работа преподавателя (попробуйте поставить себя на место вашей нынешней учительницы), вы любите детей и природу, имеете успехи в изучении химии в школе. Основное содержание труда преподавателя – это непосредственно процесс обучения химии, главный результат труда – повышение уровня химического образования учащихся, их экологической культуры. Отметим, что из всех сфер деятельности химика именно на преподавательской работе контакт с опасными веществами минимален, а значит, риск получить травму или приобрести со временем хроническое заболевание практически сводится к нулю. С рабочими местами здесь тоже дело обстоит неплохо: педагогические кадры всегда нужны – а вот зарплата в этой сфере деятельности оставляет желать лучшего. Впрочем, сейчас министерство предпринимает целый ряд мер по повышению престижности учительской профессии и омоложению педагогических коллективов, ведь на сегодня 40 процентов школьных педагогов пенсионного возраста и им нужна замена.

Технолог

Специалистов с технологическим химическим образованием выпускают химико-технологические факультеты технических вузов, среди них ведущими являются:

  • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ),
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова,
  • Московский государственный открытый университет;
  • Казанский Национальный Исследовательский Технологический университет;

Человека, получившего здесь образование, ждет работа инженера-технолога на химическом производстве. Основные сферы действия технолога – «человек-техника» и «человек-вещество», приветствуется наличие технического мышления, изобретательских способностей, место работы – цеха заводов и производственные лаборатории (работа в помещении или на открытом воздухе, в условиях «химического микроклимата»). Еще совсем недавно многие химические предприятия в России простаивали, а на заводы шли работать от силы 5–7% выпускников профильных вузов, но сейчас времена меняются – и оживающая химическая промышленность остро нуждается в молодых специалистах. К тому же сегодня многие химические предприятия России стали предлагать достойные зарплаты – так, на заводе специалист может получать от 25 000 до 50 000 рублей, а в некоторых случаях можно рассчитывать на предоставление ведомственного жилья. Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Отметим, что сегодня особенно востребованы (и имеют наибольший уровень доходов) не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. А значит, вам не помешают инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Казанский Национальный Исследовательский Технологический университет.

Давайте разберемся в структуре данного ВУЗа. Он состоит из 8 институтов. О каждом подробно Вы можете узнать, посмотрев видео ролики.

Инженерный химико-технологический институт

Институт химического и нефтяного машиностроения.

Институт управления инновациями.

Институт нефти, химии и нанотехнологий.

Институт полимеров.

Институт пищевых производств и биотехнологии.

Институт технологий легкой промышленности, моды и дизайна.

Институт управления, автоматизации и информационных технологий.

Информация взята с официального сайта КНИТУ: www.kstu.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *